Дорогие друзья!
Самым большим событием января был, бесспорно, уход правительства Ратаса и конец правления EKRE. Хотя и было видно, что правительство Ратаса держится на бесконечных извинениях и объяснениях, все же возникало чувство, что этот кошмар никогда не закончится. Все время повторялось одно и то же: кризис, неделя обсуждений, примирение, дальнейшее движение с помощью грубой силы, иногда – тортики. На этом фоне отставка Ратаса оказалась неожиданным шагом. Но чем больше времени проходит, тем яснее становится, что этот шаг был умело срежиссирован и отлично сыгран.
Узнав, что EKRE больше не в правительстве, большинство людей вздохнуло с облегчением и приветствовало коалиционные переговоры с той самой Центристской партией, которой 24 часа назад предъявили очень серьезные обвинения в коррупции. Моим самым большим разочарованием оказалось то, что Кая Каллас сделала осознанный выбор формировать правительство с Центристской партией, не в первый раз обвиненной в коррупции; она даже не пыталась переговорить с партией Isamaa и социал-демократами. Разговоры о расколе в Isamaa – это правда, но может ли это склонить к тому, чтобы срочно метнуться к обвиненным в коррупции центристам? Кая Каллас сделала свой выбор, и за него ей придется нести ответственность. Точно так же, как Ратас в свое время привлек к партнерству EKRE и будучи премьер-министром стал ответственным за их действия.
У правительства Каи Каллас очень большой кредит доверия и ожиданий. Большинство устало от EKRE и EKREизмов и хочет вернуться к нормальной жизни и политической культуре. Люди хотят, чтобы правительство занималось реальными проблемами, в первую очередь – спровоцированным COVID-19 кризисом, начиная от вакцинации и заканчивая помощью тем, кого кризис затронул сильнее всего.
Правительство Каи Каллас еще не успело что-либо предпринять, но уже вошло в историю. Кая Каллас стала первой женщиной премьер-министром. В правительстве всего семь министров-женщин, которые в числе прочего отвечают и за т.н. “не женские” сферы: финансы, внешнюю политику, правовые вопросы. Кая Каллас сделала то, что до нее не сделал ни один мужчина. В том числе и ее отец. Конечно же, у этого правительства есть и символическое значение и значимость. Мое давнее убеждение относительно того, что женщинам самое место в политике, что женщин интересует политика, что в Эстонии очень много умных и компетентных политиков-женщин, нашло подтверждение.
У нового правительства уже сейчас много имен – правительство восходящего солнца, правительство первой женщины премьер-министра, правительство шляпок, правительство губной помады и т.д. У хорошего дитя много имен. Но важны не имена, а те дела, с помощью которых правительство Каллас войдет в историю.
Желаю удачи!
И еще: моему блогу исполнился год! Спасибо, что читаете его!